Узбекистан, Каракалпакстан
230206, Республика Каракалпакстан, Берунийский район, ССГ «Олтинсай»

+ (998 61) 222-75-50

+ (998 61) 601-38-46

Уникальные объекты

Чилпык. Культовое сооружение II-IV вв, IX-XI вв. н.э.

Чилпык представляет собой глиняное сооружение в форме усеченного конуса. Он расположен на 43 км к югу от города Нукуса на правом берегу реки Амударьи. Хорошо просматривается с автотрассы Нукус-Беруни. По функциональному назначению Чилпык использовался в качестве дахмы, куда по зороастрийскому обычаю выносили тела умерших для очищения костей от мягких тканей. В IX-XI веках Чилпык использовался в качестве сигнальной башни. После приобретения Республикой Узбекистан независимости, Чилпык стал важным национальным символом для Республики Каракалпакстан, и помещен на национальном гербе, как напоминание о ее богатом историческом прошлом.

Джанпык-Кала. Городище IX-XI вв., XIII-XIV вв. н.э.

Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи. Вплотную примыкает к северной части НАБР. Расстояние от города Беруни по прямой дороге через поселок Актау занимает 51 км, по основной асфальтовой трассе занимает 77 км.

Городище в плане имеет сложную конфигурацию. В восточной части сохранилась цитадель в виде прямоугольника пахсовых стен. Стены украшены сомкнутыми полуколоннами и вершины кончаются попарно ступенчатыми арками. Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика относится к IV в. до н.э. – I в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг. и 1345-1346 гг. При раскопках обнаружены многочисленные находки, ранее привезенные из различных стран Востока и Запада (Китая, Египта, России, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье. На окраине Джанпык-калы можно увидеть бескрайние просторы НАБР.

Городище Гяур кала (Султануиздагская). II – IV вв. до н.э.

Городище Гяур кала расположено в 1,5 км к югу от Султануиздагского хребта в юго-восточной окраине поселка Каратау на правом берегу реки Амударья. В 63 км от г. Беруни и 81 км от г.Нукус. Он находится всего в 80 метрах от правого берега Амударьи и примыкает к северной окраине буферной зоны НАБР.

Название Гяур-Кала, вероятно, берет свое начало со времен арабов, которые называют всех немусульман "Геухирами". Со временем слово стало произноситься как "Гяур". Целью строительства данной крепости было то, чтобы иметь возможность охранять и контролировать важные торговые пути Амударьи при переходе к южным границам Хорезма. Существует достаточно доказательств того, что Хорезм был в то время важным связующим звеном  на торговом пути, которая простиралась от Индии на востоке, до Черного моряна западе, и  от  Персии и Месопотамии на юго-западе. Крепость продолжали использовать до конца Кушанской, империи  до 3 века нашей эры.

Городище в плане имеет вытянутую с севера на юг форму. Длина северной стены около 20 м, в восточной части стена отступает на 50 м к югу, а затем продолжается на 50 м в первоначальном направлении. Длина восточной стены 450 м, западная стена, южная часть которой смыта Амударьей, сохранилась на протяжении 400 м и тянется вдоль берега. Городище было обнесено крепостной стеной, прорезанной двумя рядами бойниц и заключавшей двухэтажную стрелковую галерею. Стена была усилена башнями, располагавшимися в 20 м одна от другой.

Сигнальная башня близ Джанпык-калы (Куянчик-сай) X- началоXIII вв.

Башня расположена в 4 км южнее поселка Каратау на возвышенности Куянчик, на правом берегу Амударьи. Башня сохранилась в высоту более 8 м. Она построена из сырцового кирпича на глиняном растворе с большим содержанием мелкого щебня. Функционально башня связана с населенным пунктом на месте городища Джанпык-кала.

Мавзолей Султан Ваис бобо XIV в. н.э.

Мавзолей Султан ВайсБобо расположен у южного подножия горной цепи, которая так и названа административно именем суфийского святого – Султан Увайс Даг. Мавзолей окружен массивными мазарами и кладбищем. В мавзолей можно попасть по главной автотрассе Нукус-Беруни. Расположен в  34 км от центра города Беруни, и 110 км от города Нукус.

Султан Бобо или Султан Увайс  в исламском мире он широко известен как Султан Ваис аль-Карани. Его полное имя было Амир Саудинна Ваис биналь-Карани, и он был простым пастухом верблюдов, и был выходцем из деревни Каран в Йемене. Он был современником пророка Мухаммеда и считается в некоторых исламских кругах основателем Исламского суфийского движения.

Ранние исламские сведения утверждают, что, живя в Йемене, Ваис аль-Карани получил учения Пророка и стал набожным мусульманином. Он был вдохновлен, чтобы поехать в Медину, для встречи с Пророком Мухаммедом, но его мать, являвшаяся незрячей, дала ему разрешение на выезд при условии, что он немедленно вернется обратно, как только он доберется до дома Пророка. После трех месяцев путешествия он прибыл в Медину, но пророка не было дома. Верный своему обещанию, он вернулся в Йемен.

Несмотря на то, что Султан Ваис не встречался с Пророком, Он всегда приходил к нему во сне. И он часто говорил, "Я чувствую дыхание Милостивого, который приходит ко мне из Йемена". Незадолго до своей смерти в 632 году Пророк приказал двум своим ближайшим сподвижникам Омару (который позже стал вторым халифом) и Али (мужу дочери Пророка Фатимы) взять свой ​​плащи отдать его Ваис в Йемене.

Это положило духовное начало Ваис аль-Карани в исламскую веру. Хотя он не имел специального обучения, был объявлен святым и почитается верующими до сих пор. Маловероятно, что Ваис аль-Карани похоронен в этих горах, которые сегодня носят его имя.

Городище Кят XII-XIV вв.

Останки крепостных стен городища находятся на юго-западной окраине города Беруни. Буквально в 4-х км от Амударьи и примыкает к юго-восточной буферной зоне НАБР.

Площадь памятника более 44 га. Городище имело четырехугольную форму, в его юго-западном углу находилась цитадель. В настоящее время из городских фортификационных сооружений сохранились только части западной и южной стен, а также следы башен полуовальной формы. Городище имело четверо ворот, соответствующим четырем сторонам света. Кроме стен, город был укреплен рвом шириной 50 – 60 м.

Одним из столичных городов раннесредневекового Хорезма был Кят. Он стоял на караванном пути из Хорезма в Мавереннахр. Сведения о многовековой истории города можно найти у средневековых авторов. К их числу относятся прежде всего Ат-Табари и Белазури, Ал-Истахри, ибн-Хаукал, Макдиси. В трудах этих авторов встречается несколько названий столицы Хорезма: ал Фир, Фил, Хорезм, Кась и Кят.

Ныне круинам стен подведена асфальтовая дорога, и рассажены фруктовые и декоративные деревья. А также несколько лет назад возведен памятник Аль Бируни.